+7 702 978 85 73 info@femida-justice.com Алма-Ата, ул. Салыкова 10
Правовые материалы

Налог при продаже квартиры и дома в РК в 2026 году

Налог при продаже квартиры и дома в РК в 2026 году
Полный разбор правил расчета индивидуального подоходного налога при реализации жилых объектов в Казахстане. Актуальные изменения законодательства, новые увеличенные сроки владения имуществом, прогрессивная шкала ставок и особенности декларирования для физических лиц

С вступлением в силу нового Налогового кодекса налог при продаже квартиры и дома в РК в 2026 году рассчитывается по кардинально изменившимся правилам. Теперь обязательный минимальный срок владения недвижимостью для освобождения от уплаты подоходного налога увеличен с одного года до двух лет. Если вы реализуете объект раньше этого периода, то обязаны уплатить налог при продаже квартиры и дома в РК в 2026 году, который рассчитывается от полученного прироста стоимости (чистой прибыли). Команда юристов в Алма-Ате поможет вам законно оптимизировать расходы, правильно провести оценку имущества и вовремя подать налоговую отчетность.

Блог ведущего эксперта Бахирева Анатолия Анатольевича

Налоговая реформа 2026 года в Казахстане существенно затронула рынок недвижимости. Главное нововведение, о котором обязан знать каждый продавец: минимальный ценз владения готовым жильем, дачами и земельными участками под ИЖС теперь составляет 2 года вместо привычных 12 месяцев (для строящихся долей по ДДУ — 3 года). Если объект зарегистрирован на вас после 1 января 2026 года и продан раньше двухлетнего срока, возникает обязательство по уплате ИПН с прироста стоимости. Кроме того, законодатель внедрил прогрессивную шкалу. Если ваша чистая прибыль от перепродажи укладывается в рамки 8500 МРП (в 2026 году это 36 762 500 тенге), ставка налога составит привычные 10%. Всё, что свыше этого порога, будет облагаться уже по ставке 15%.

Для безопасного планирования сделок и точного понимания налоговых последствий я всегда рекомендую клиентам опираться на первоисточники — официальный текст Кодекса на портале Информационно-правовой системы «Әділет» и актуальную аналитику правовых прецедентов на Zakon.kz. При продаже унаследованного или подаренного имущества критически важно своевременно провести рыночную оценку, иначе фискальные органы рассчитают ваш доход от кадастровой стоимости, которая часто не отражает реальных затрат, что приведет к искусственному завышению налога и крупным штрафам.

Эксперт отвечает: Топ-5 FAQ

1. Как рассчитывается налог, если квартира продана за ту же цену, что и покупалась?

Если прироста стоимости (положительной разницы между ценой покупки и ценой продажи) нет, то и налогооблагаемая база равна нулю. В этом случае налог платить не нужно, независимо от того, сколько месяцев вы владели недвижимостью.

2. Я купил дом в ноябре 2025 года, а продаю в августе 2026 года. Какое правило ко мне применимо?

Действует переходное положение закона. Если право собственности зарегистрировано до 1 января 2026 года, для вас сохраняется старый минимальный срок владения — 1 год. Так как с ноября 2025 по август 2026 года прошло меньше года, налог с прибыли заплатить придется по стандартной ставке 10%. Если бы вы подождали до декабря 2026 года, налога бы не было.

3. Как определяется стоимость приобретения, если дом был получен по наследству?

Прирост стоимости определяется как разница между ценой продажи и рыночной стоимостью дома на дату вступления в наследство. Эту рыночную стоимость необходимо подтвердить отчетом об оценке, который должен быть сделан не позднее 31 марта года, следующего за годом продажи. Если оценки нет, налоговая возьмет за основу кадастровую (государственную) стоимость, что крайне невыгодно.

4. В какие сроки необходимо отчитаться перед налоговой и уплатить ИПН в 2026 году?

При получении имущественного дохода гражданин РК обязан сдать декларацию по форме 270.00 до 15 сентября года, следующего за годом продажи. Сам налог необходимо уплатить в бюджет до 25 сентября того же года.

5. Облагается ли налогом продажа коммерческой недвижимости (магазина, офиса) после 2 лет владения?

Да. Коммерческие и нежилые объекты (кроме паркингов и кладовок) облагаются налогом на прирост стоимости всегда, независимо от сроков владения имуществом. Срок в 2 года распространяется исключительно на жилье, дачи и прилегающие к ним земельные участки.

Следующий шаг для вас

Проведем платный анализ ваших документов, чтобы рассчитать точную сумму налога, определить законные пути минимизации выплат и подготовить вас к безопасной сдаче декларации без риска начисления штрафов и пени.